Магические заговоры и обряды на Ивана Купала
Прыжки через огонь, ночные купания, плывущие по воде горящие венки, волшебный папоротник, зацветающий раз в год… Любой житель нашей страны непременно слышал о ритуалах и обычаях, связанных с чудесной летнею ночью, названной именем Ивана Купала. В чем же заключается магия праздника и как именно его следует отмечать?
Магия Ивана Купала
Языческий праздник, славивший Солнце и Ярилу, а также славянское водяное божество Купалу, являвшегося прообразом Иоанна Предтечи, до принятия христианства отмечался 22 июня. Этот день, известный как летнее солнцестояние, в крещеной Руси был приурочен к Рождеству Иоанна Крестителя. С тех пор его праздновали 24 июня под названием «Иванов день».
Когда славяне перешли с юлианского календаря на григорианский, дата сдвинулась на 7 июля – в этот день праздник Ивана Купала отмечают и поныне. Несмотря на то, что его первоначальное значение – отмечание летнего солнцестояния – уже не имеет буквального смысла, магия праздника осталась в памяти потомков. Стоит отметить, что в ряде европейских стран (например, Болгарии) Иванов день по-прежнему проводится в июне (20.06 – 24.06).
День Ивана Купала наполнен древними традициями, ритуалами и обрядами, многие из которых сохранили свою хтоническую специфику. В священную ночь праздника предки воспевали силы природы, поклонялись безудержной мощи огня, славили великую мощь водной стихии. Несомненным символом в день праздника являлось Солнце, передвигавшееся по небосводу в точке апогея. Ночь на Ивана Купала была переломным моментом, после которого природа начинала готовиться к зиме, и славяне в день праздника чтили природные ознаменования со всем подобающим почтением.
Заговоры на Ивана Купала
Проведение обрядов на заговор в ночь на Ивана Купала требовало от славян тщательной подготовки. Языческие ритуалы подразумевали большое количество условностей, невыполнение которых было чревато гневом со стороны высших сил. Чтобы правильно подготовиться к заговору, следовало соблюсти следующие условия в день праздника:
- В ночь перед летним солнцестоянием спать никто не ложился. Одни дожидались первых петухов, знаменующих начало дня, другие по наступлению утра умывались свежей росой, чтобы набраться сил и здоровья;
- Перед вычиткой любого заговора в день праздника проводилась подготовка жилища. Его тщательно мыли, выскребая каждый угол. Чтобы к заговоренному не проник ни один злой дух, по углам и порогам стелили крапиву, оберегающую от темных сил и ведьм;
- Заговоры для защиты скота от мора читались только после того, как хозяин прогонял скотину между купальских костров в день праздника;
- Перед тем как заговорить детей от недугов и несчастий, матери собирали их старые вещи и бросали в церемониальный костер. Считалось, что вместе с пламенем болезни сгорят и улетучатся навсегда.
В день праздника женщины варили выпотрошенную курицу в новом головном платке для привлечения удачи в семью и дом. При варке они произносили такой заговор:
Кто съест, тот мне даст счастье, величие, силу. Аминь (три раза).
Пока птица кипела на огне, подходить и помешивать бульон было нельзя. Поутру в день праздника ее доставали из платка и отдавали убогим, толпившимся из церкви. До этого момента сама хозяйка не ела и не пила, а на протяжении следующих трех дней ей запрещалось выносить что-либо из дома. Язычники верили, что так можно упустить счастье на целый год.
Женщине, желающей вернуть мир и покой в семейную жизнь, полагалось в день праздника читать заговор на рубашку мужа. Для этого бралась чистая ношеная одежда: ее клали на порог и становились ногами сверху. Глубоко выдохнув, женщина произносила слова заклинания:
Слава Богу, мир моему порогу, вода тушит огонь, а ты, раб Божий (имя), меня, рабу Божью (имя), не тронь! Во имя Отца и Сына И Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Чтобы заговор подействовал, рубашка подкладывалась супругу, чтобы тот надел ее на следующее утро.
В ночь на Святого Купала обычно читались заговоры на покойников. Особенно часто к ним прибегали вдовцы и вдовицы, оплакивающие потерю второй половины. Чтобы избавиться от тоски по скончавшемуся супругу или жене, в день праздника произносился следующий заговор на венок из зверобоя:
Мать, быстрая река, песчаные берега, прими от меня зверобой, А мою тоску-печаль успокой.
Венок пускался по реке вплавь, его провожали взглядом, покуда он не исчезал на горизонте.
На любовь
Священная ночь в июле считалась лучшим временем, чтобы приворожить к себе неразделенную любовь. Девица, страдающая от любовной тоски по мужчине, должна была подойти к купальскому костру и, глядя на огонь, произнести такой заговор:
Огонь жарко горит, ночь ярко осветит, тайну любви Мне поможет открыть (имя возлюбленного), к себе приворожить. Едва с ним мы за руки возьмемся, страстной любовью нальемся. Огонь нашу любовь скрепит, наши сердца навек соединит!
Чтобы скрепить заговор, требовалось затащить избранника в общий хоровод или прыгнуть вместе с ним через церемониальный костер. Также в день праздника приворот читался на реку:
Вода, вода! Тела и души наши омой, сердце (имя мужчины) для любви открой. Чтоб как только он в тебя окунулся, враз ко мне душой и телом обернулся. Как мы вместе в тебя войдем, так по жизни вместе пройдем.
Для закрепления желаемого эффекта девушка брала возлюбленного за руку и окуналась вместе с ним в воды реки три раза.
На деньги
В ночь летнего солнцестояния читается также особый заговор для приманки денежного потока. Его особенность состоит в том, что в любой другой день года заговор не подействует. Для обряда в день праздника потребуются серебряные монеты (3 – 5 штук). На них в течение суток настаивается вода, а в ночь празднества ею умываются, произнося такие слова:
Как люди злато-серебро любят, Так пусть деньги мой кошель не забудут, Ко мне идут, липнут и пристают. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков!
Монеты хранятся в течение года до следующего дня Ивана Купала, а затем ритуал повторяется.
На здоровье
В июле ко дню летнего солнцестояния перед Рождеством Иоанна Предтечи славяне выполняли обряд для защиты от болезней и укрепления здоровья. В качестве атрибута брался венок, сплетенный из березовых ветвей, в который вставлялись три свечи, купленные в храме. При их приобретении нельзя было брать сдачу: все монеты оставлялись на благо церкви. Свечки крепились к венку по форме треугольника, и проводящий обряд человек становился вместе с ним перед купальским костром. На венок читался заговор:
Я, раб Божий (имя), матерью рожденный, святой церковью окрещённый, кладу оберег на себя и рабов (раба) Божьих (Божьего) (имена присутствующих). Огонь купальский! Именем светлым Иоанна Предтечи благослови нас и оборони от недругов и противников, от меча и ружья, от хвори и горестей, от нутряных болей. Заклинаю Христом богом нерушимый заслон на один год. Во имя отца и сына и святого духа.
Затем нужно было перепрыгнуть через костер. Далее по ритуалу следовало омовение в реке. В этот момент произносился другой заговор:
Как господь в Иордане крестился, так и я, раб божий (имя) от лиха и хворобы очистился. Аминь.
Березовый венок с горящими свечами отпускался по воде, а вслед ему читался такой заговор:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как венок в воду уйдет, так и мой оберег меня сбережет. Аминь.
Считалось, что подобный обряд даст мощную защиту здоровью на весь год.
На красоту
Для сбережения девичьей красы в ночь на Ивана Купала собиралась роса, являвшаяся важным атрибутом обряда. Для этого по мокрой траве волочили полотняную простынь или скатерть, а затем отжимали ее в ковш для умывания. Дева брызгала росяной водой на лицо и приговаривала так:
Сила царская, сила земная! Дай красы бесконечной. Молодости вечной. Аминь!
Чем раньше собиралась роса, тем сильнее, верили язычники, она сберегает красоту девушки и привлекает к ней мужское внимание.
Обряды и ритуалы
Ночь на Ивана Купала в сознании миллионов россиян неразрывно связана с особыми обрядами и ритуалами. Даже сейчас современные потомки славянских язычников в июльскую ночь пытаются воссоздать церемониальные традиции, описанные в летописях и народных сказаниях. К самым популярным ритуалам и обрядам причисляют:
- Прыжки через купальский костер – церемония «очищения огнем», призванная «спалить» грехи и негатив, скопившийся за минувший год;
- Купальское омовение – традиция очищения водой (не купания), подразумевавшая обливания и песни;
- Ритуал плетения венков и пускания их по воде;
- Процедура сбора колдовских и лечебных трав.
Каждый обряд в ночь святого празднества нес особый смысл и имел свои отличительные особенности. Давайте узнаем, как именно предки проводили подобные ритуалы.
Очищение огнем
Огненное очищение духа в ночь летнего солнцестояния было самым популярным обрядом. Чтобы зажечь купальский священный костер, старейшины деревни терли высохшие ветви, добывая природную искру. Пока они совершали действо, столпившиеся рядом селяне хранили почтенное молчание. Когда пламя возгоралось, от него поджигали все остальные святые огнища, размещенные на полях вблизи от водоемов. «Ярилин огонь» символизировал земную помощь Солнцу в овладении вершиной небосвода.
Это становилось сигналом победы царства света над царством тьмы. Пламя костра хранилось до рассвета, а собравшиеся крестьяне приветствовали возрождение и обновление светила. Считалось, что чем выше горит огненный столб, тем лучше, и жители соседних селений не упускали возможность соревноваться друг с другом за самый высокий и мощный костер.
Для приготовления церемониального костра, символизировавшего обряд очищения через пламя, собирались все жители деревни. В качестве топлива использовалось все, что можно: бочки, солома, коряги. Колеса от телеги, прибитые к шестам, становились символом солнца. При появлении первых языков пламени славяне затягивали песни, а молодежь, схватившись за руки, по парам прыгала через костер.
Огню приписывали силу очищать дух и тело, усиливать любовное чувство. Если юноша прыгал через пламя и оставался невредимым, его считали лихим молодцем и уважали за необыкновенную храбрость. Если пара, скакнув через огонь, не получала ожогов и приземлялась удачно, их благословляли на долгий счастливый союз.
Очищение водой
Праздник Ивана Купала тесно связан не только со стихией огня, но и водяной стихией, которой оказывается безусловное поклонение. Ивановы сутки, как называл их народ, считались чистоплотными, а это означало, что купание в указанный период имеет целительную силу. Важным атрибутом считалась и купальская роса. Девушки верили, что умывание росяными каплями очистит кожу и подарит ей особое сияние. Росою также брызгали в спальном помещении для крепкого сна. Очищение ею углов дома помогало избавиться от тараканов, блох и клопов.
Еще одним очистительным обрядом, как ни странно, было обливание грязевой водой. Обычно сельские парни набирали тину и воду с илом в большие ведра и, шагая по деревне, обливали каждого встречного (кроме стариков и детей). Конечно, любимой мишенью становились хорошенькие девушки, которые с визгом и хохотом отпрыгивали от струй грязной воды. По завершении ритуала молодежь бежала к реке и дружно купалась в чистой воде, смывая грязь и, как верили предки, нечистые дела и прегрешения.
Гадания на венках
Цветочные венки разных размеров и композиций были неотъемлемым атрибутом ночи Ивана Купала. Они считались защитным оберегом, созданным по прообразу лазурной символики освещающего кольца вечность. Такое поверие досталось славянам еще с незабвенных времен на заре языческой религии, и они свято соблюдали традицию веночного плетения. На Ивана Купала молодые незамужние девы плели по несколько венков сразу – кто с десяток, а кто и больше. Гадания на них являлись важной составляющей праздника. Чтобы погадать на венке, девушки дожидались заката солнца и приступали к церемонии, носившей название «Безмолвная вода».
Смыслом обряда являлось гадание на любовь, удачу и продолжительность жизненного пути. Выводы делались по манере того, как венок плыл по воде. Если он дрейфовал вдоль по течению, удаляясь к горизонту, желание точно должно было осуществиться. Ну а утонувший венок считался плохим предзнаменованием. В частности, он предвещал несчастную любовь. Глядя на идущий ко дну цветочный венок, девушки причитали:
Ах, веночек утонул, значит, миленок меня обманул!
Одна из самых красочных и запоминающихся традиций в ночь на Ивана Купала соотносится с гаданием на свечу и венок. Лучины или тонкие восковые свечи устанавливались по центру цветочного сплетения и пускались по воде с песнями и заговорами. Славяне в день праздник гадали на милосердие высших сил, просили здоровья себе и близким и хорошей погоды для большого урожая. Чем дольше горело пламя, тем длиннее обещала судьба счастье тому, кто сплел венок в праздник.
Сборы целебных трав
Наши предки-язычники создали множество уникальных традиций, неразрывно связанных с праздником Рождества Иоанна Предтечи. Так, существовало поверье о том, что в священную ночь все чудотворные целебные травы распускаются, набирая максимальную силу. Верили и в то, что в день праздника расцветают волшебные неведомые растения, обладающие колдовскими свойствами:
В изобилии ягоды, грибы, да и сочок в муравках!
По этой причине в ночь на Ивана Купала травники, знахари и простые крестьяне собирали всевозможные растения, делая запас впрок на весь будущий сезон. Необходимым условием было собрать травы до зори и заготовить их перед тем, как на листьях обсохнет роса. У каждого растения имелось свое предназначение, примета или ритуал, связанное с его свойствами в день праздника:
- Петров крест (чешуйник) – корни растения в форме креста обладают свойством залегать на большой глубине. Добыть его было непросто, но славяне верили, что он служит мощным оберегом от нечистой силы;
- Чертогон (татарник колючий) – засушенные пучки травы вкладывались под крышу или над калиткой. Считалось, что они запечатывают жилище от проникновения злых духов;
- Разрыв-трава (недотрога бальзаминовая) – магическая несуществующая трава. Существовало поверье, что натертый ею булатный клинок рассекает и сталь, и гранитный камень;
- Зяблица – спасала молодых матерей от непрестанного плача младенцев. Траву толкли в ступе, жмых смешивали с грудным молоком и давали ребенку сосать вместо пустышки;
- Расперстьице – трава использовалась как антисептик местного назначения, ею лечили раны, ожоги и опухоли;
- Плакун-трава (дербенник иволистный) – корни растения прогоняли темных духов и наделяли того, кто носил траву при себе, силой внушать страх окружающим;
- Терлыч-зелень – славянский «афродизиак». Считалось, что если девица положит траву за пазуху у груди, красные молодцы не дадут ей прохода;
- Папоротник – славяне верили, что растение цветет раз в год, в ночь на праздник Ивана Купала. Если простой смертный находил цветущий папоротник, у него появлялся дар видеть абсолютно любой клад, закопанный поблизости, а его самые сокровенные желания должны были обязательно сбыться.
Меры предосторожности
Празднество летнего солнцестояния объединяло людей и дарило им радость. Но кроме всеобщего призыва к веселью существовали предписания относительно того, что нельзя делать в ночь Ивана Купала. Среди прочих советов были следующие:
- Молодым девушкам предписывалось обязательно сходить к вечернему костру и принять участие в общем празднике. Те, кто этого не сделал днем, за глаза объявлялись на празднике ведьминским отродьем;
- С ведьмами было связано еще одно поверье в священную ночь праздника. Купание объявлялось опасным, чтобы водяная нечисть, включая русалок и оборотней, не утянула человека за собой на глубь. Полагалось лишь окунаться в воду и совершать ритуальные омовения в Иванов день;
- Нахождение подле воды в праздник не рекомендовалось детям, старым людям и беременным женщинам. Считалось, что духи реки или озера могут овладеть их сознанием и заставить следовать за собой на дно;
- Славяне верили, что в день на Купалу ведьмы носят с собой особую воду, позволявшую им летать. При приближении к костру, разожженному в святую ночь, вода закипала, и по этой примете народ на празднике мог распознать колдунью;
- В ночь на праздник Ивана Купала нельзя было давать и брать в долг, а также совершать акт продажи. Найденные в этот день на дороге деньги, верили предки, точно принесут несчастье, поэтому брать их ни в коем случае нельзя.
Едва ли не главным условием участия в празднестве по случаю летнего солнцестояния являлась чистота помыслов того, кто присоединялся к людскому веселью. Если же в душе его царила злоба и зависть к окружающим, костер на празднике начинал чадить и трещать, считали язычники. Негативная энергетика могла нанести урон не только ему самому, но и остальным участникам дня на праздник Ивана Купала.